Когда бизнес начинает приносить стабильный доход и в течение нескольких принятых отчетных периодов становится понятно, что большего он пока что дать не способен, собственник начинает задумываться о так называемом масштабировании.
Большинство бизнесов могут быть более доходными за счет экспоненциального увеличения, то есть, роста “вширь”. Если был один магазин – теперь нужно открыть десяток подобных же. Если компания обрабатывала одного клиента, то таких клиентов нужно привлечь десяток. Если продавался один созданный компанией аппарат, теперь нужно научиться делать и продавать десять таких аппаратов. Рост доходности в зависимости от роста масштаба деятельности не является прямо пропорциональным. Даже более того, зачастую он может быть очень небольшим. Например, если цена на выпускаемые изделия является достаточно высокой при высоких же издержках на производство, рост валовой доходности попросту захлебнется, поскольку резко повысить прибыльность от количества производимого не получиться. Более того, тут даже возникает риск недополучить доходность, потому что увеличить производство в подобном случае можно лишь за счет кредита, а его нужно возвращать с регулярными платежами и процентами, что делает получения дохода и вовсе проблематичным.
Исходя из всех этих факторов любая компания, которая хочет добиться роста доходности, должна очень внимательно относиться к планированию своей деятельности на период расширения. Легче всего масштабирование проходит в проектах, которые связаны с информационным бизнесом, предоставлением услуг или с торговлей. В каждом из этих случаев расширение клиентской базы не связано с существенными новыми вложениями, а только с изменением характера работы. Например, бизнес тренер может работать как с группой в 30 человек, так и с группой в 100 или 1000 человек – это зависит только от его личного навыка и мотивации, а это вещи, которые не требуют существенных денежных вложений. Собственно, он больше замотивирован собственной работой, чем вложением средств, ведь с чем большим числом людей он работает, тем больший его доход. Масштабирование проходит естественно, как дыхание.
Хуже всего масштабировать производственные проекты или разработку ПО, поскольку тут придется для каждого шага предусматривать строгий финансовый план и план действий, которые не должны существенно нарушаться, иначе вся система может прийти в негодность. Привлечение новых служащих, использование закупленных материалов и т.д. должны контролироваться и план действий должен постоянно уточнятся по ходу развития – только это обеспечит безболезненный выход на новый уровень.